Чтобы эффективно создавать комфортные условия для жизни людей, муниципальным властям необходима законодательная
поддержка, в том числе, для финансового обеспечения их полномочий, подготовки высококвалифицированных управленцев. В Приволжском федеральном округе еще в 2012 году для решения этих и других неотложных задач был создан Окружной консультативный совет по развитию местного самоуправления под председательством полномочного представителя президента Российской Федерации в ПФО Михаила Бабича, куда вошли главы всех областных центров, представители муниципальных органов, депутаты всех уровней, представители общественных организаций.
В октябре этого же года состоялось первое заседание совета, а уже в январе 2013-го был рассмотрен и утвержден перечень приоритетных вопросов и сводный план работы Совета и его рабочих органов, а также сформированы четыре рабочие группы по актуальным вопросам функционирования муниципальной власти, в которые вошли представители муниципалитетов всех уровней, эксперты, представители общественных организаций. О работе Совета и вкладе в
него Саратова рассказывает глава города Олег Грищенко.
- Олег Васильевич, какие именно вопросы рассматриваются рабочими группами Совета?
- Это вопросы нормативно-правовой базы, кадровой политики, ЖКХ, транспорта и благоустройства. Главной задачей определена подготовка предложений для создания условий эффективной деятельности муниципальной власти, по которым затем будет вестись
работа совместно с Государственной Думой и Правительством страны.
Причем, как я сразу убедился, обсуждаемая проблематика - общая почти для всех крупных городов: недостаточная бюджетная обеспеченность, необходимость ужесточения ответственности за нарушения в сфере благоустройства, необходимость совершенствования законодательства в сфере ЖКХ, земельного законодательства, в сфере регулирования численности безнадзорных животных и так далее.
Все эти проблемы обсуждаются, обобщаются, в конечном итоге, подготовлено более 240 предложений по совершенствованию правовой основы местного самоуправления, в их числе и 24 от нашего города.
21 мая в Саранске на совместном заседании Окружного совета по развитию местного самоуправления и Ассоциации законодательных органов государственной власти субъектов РФ Приволжского федерального округа под председательством Михаила Бабича было принято протокольное решение, которым мы предложили Государственной Думе, Правительству России, ряду министерств и ведомств рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство, правительственные нормативные акты.
- А можно подробнее рассказать о тех предложениях, которые были направлены для рассмотрения от Саратова?
- В первую очередь речь шла о необходимости совершенствования бюджетного и налогового законодательства. Мы предложили внести поправки в федеральные законы, направленные на обеспечение финансовой самостоятельности муниципальных образований путем установления единых нормативов отчислений в местные бюджеты.
Увеличение доли налоговых платежей и сборов, поступающих в бюджет Саратова, сегодня жизненно необходимо для города. Судите сами: в прошлом году мы собрали 71,9 млрд. руб. налоговых платежей и сборов, и из этих средств самому Саратову осталось лишь 6,9 млрд., то есть, менее 10%! Остальное ушло в федеральный и региональный бюджеты. Но ведь нашему городу тоже нужно на что-то жить, развивать инфраструктуру, ремонтировать дороги, выполнять свои обязательства перед бюджетниками и так далее. Ведь большинству саратовцев неинтересно, как распределяются финансовые потоки, им нужна комфортная среда для проживания, чистые улицы, тепло в домах, качественное образование для их детей. И все это они спрашивают именно с городской власти, ведь она к ним ближе всего. А когда потребности города финансово обеспечены лишь чуть более чем на 40%, о каком развитии Саратова может идти речь? В связи с этим ряд налогов, собираемых на территории города, мы предложили полностью или частично перенаправить в муниципальную казну.
Кстати, несмотря на острую нехватку бюджетных средств, от муниципалитета требуют реализации и финансирования мероприятий в полном объеме. И за невыполнение могут привлечь к ответственности должностных лиц органов МСУ. Это необходимо урегулировать законодательно. Сегодня, я считаю, ясности в этом вопросе нет, и это создает богатую почву для разного рода
спекуляций. Посмотрите на «дело Прокопенко», которое рассматривается сейчас в суде. Главу администрации Саратова по сути судят за то, что в бюджете города нет достаточных средств на переселение граждан из аварийного жилья. Необходимо установить и само понятие недостаточности бюджетных средств. Им может являться отсутствие соответствующей строки расходов в местном бюджете на текущий год.
Хотелось бы упомянуть и о существующей возможности безакцептного списания сумм со счета бюджета. Существующая норма законодательства позволяет взыскателям предъявлять свои требования непосредственно к счету, и зачастую мы оказываемся в ситуации, когда средства, запланированные на первоочередные нужды города, оплату труда бюджетников, закупку медикаментов и т.п. списываются в пользу коммерческих организаций. Считаю такое положение недопустимым.
Еще одна группа предложений касается совершенствования административного законодательства в части установления в федеральном законе ответственности за нарушение муниципальных норм и правил в сфере благоустройства и озеленения. Сейчас такие требования установлены законом Саратовской области и прокуратура требует их отмены. Если это произойдет, мы останемся без действенного механизма, позволяющего поддерживать порядок в городе. Вы только представьте, во что превратятся наши улицы и дворы, если можно будет безнаказанно выбрасывать где попало мусор, вытаптывать газоны, ломать скамейки и ограждения, уродовать рекламными конструкциями дома и тротуары!
Необходимы изменения и в земельном законодательстве, где необходимо более четко определить порядок предоставления гражданам муниципальных или государственных земельных участков для целей, не связанных со строительством, во избежание
злоупотреблений в этой сфере, в том числе, со стороны недобросовестных арендаторов.
В настоящее время законодательно не установлено, как принимается решение о предоставлении земельного участка для данных целей, если на один и тот же участок подано несколько заявок. Саратовская городская Дума пыталась восполнить данный пробел, приняв решение, в соответствии с которым в таких случаях земельные участки предоставлялись бы на основании наиболее прозрачных – конкурсных и аукционных – процедур. Однако такие решения были отменены судом, посчитавшим, что это не наш уровень регулирования.
Еще одна проблема: недобросовестных арендаторов, которые могут годами не платить за используемый земельный участок. Земельное законодательство устанавливает, что в случае существенных нарушений, договор аренды может быть расторгнут в суде, но само понятие «существенности» не закрепляет. Получается, что недобросовестные арендаторы не платят аренду годами, бюджет недополучает средства. Профильные структуры администрации выходят в суд за расторжением и взысканием средств, а недобросовестные арендаторы внесут какую-то незначительную часть арендной платы, и основания для расторжения договора отпадают, можно и дальше не платить… Все эти законодательные пробелы, мешающие городу в полной мере эффективно распоряжаться
землей, нужно ликвидировать.
Представлены и предложения по внесению поправок в законодательство по формированию доступной среды, которые предполагают, например, запрет на препятствование со стороны собственников любого вида жилищного фонда установлению пандусов и иных необходимых людям с ограниченными возможностями конструкций.
- А в том, что касается жилищно-коммунальной сферы?
- Здесь проблем тоже масса. Саратовцы предложили с целью повышения качества услуг управляющих организаций и защиты прав
потребителей законодательно установить, что деятельность по управлению многоквартирными домами могут осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций, определить размер их страхового и компенсационного фондов. Ведь сейчас в управленцы может попасть практически любой проходимец, и воспрепятствовать этому невозможно, пока преступление не совершено. Вот пример с одной из управляющих компаний Октябрьского района: жильцы исправно оплачивают коммунальные платежи, но эти средства не поступают поставщикам ТЭР, а оседают в чьих-то карманах, и так на протяжении ряда лет. Перед поставщиками накопились многомиллионные долги, ситуация грозит коммунальной катастрофой и срывом будущего отопительного сезона. Могут пострадать люди. И все это потому, что нет ответственного подхода к выбору лиц, управляющих жилым фондом.
Кроме того, нами предлагается законодательно закрепить за органами власти субъекта обязанность устанавливать минимальный и
максимальный размер платы за содержание и текущий ремонт, а за органами МСУ – полномочия по установлению размера такой платы.
Есть и предложения по совершенствованию законодательства в сфере регулирования численности безнадзорных животных, в частности, о принятии соответствующего закона, определяющего полномочия каждого уровня власти в этой сфере.
В настоящее время на территории Саратовской области и города Саратова орган, ответственный за это, не определен, число безнадзорных животных растет, что угрожает безопасности жителей. На муниципальном уровне вопрос стоит особенно остро, ведь
жители обращаются с жалобами именно к нам. Мы готовы работать, но у нас нет на это полномочий. Ранее в бюджете Саратова предусматривались ассигнования на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию безнадзорных животных. Такие услуги оказывались муниципальным унитарным предприятием бытового коммунального обслуживания «Спецавтохозяйство по уборке города», причем исключительно по письменным заявлениям граждан и юридических лиц. Однако 29 февраля 2012 года Кировским районным судом города Саратова вынесено решение о запрещении МУП БКО «Спецавтохозяйство по уборке города» деятельности по отлову безнадзорных животных без обеспечения возможности содержания отловленных животных как минимум в течение шести месяцев в специализированном питомнике, а также вакцинации против бешенства. Как вы понимаете, создать такие условия очень сложно и накладно для бюджета, но мы, конечно, стараемся изыскать на это
средства.
- Что еще входит в комплекс предложений, поступивших от Саратова?
- Внесены предложения по необходимости закрепления обязанности собственников частных домов заключать договоры на вывоз мусора и установлению ответственности за неисполнение этой обязанности. Сейчас владельцы частных домов чувствуют свою полную безнаказанность, экономя на плате за вывоз ТБО и сваливая его куда попало: в овраги, лесополосы, тем самым создавая антисанитарные условия в городе. Разумеется, другие саратовцы обращаются к городским властям с просьбой ликвидировать стихийные свалки. И прокуроры выходят в суд с исками об обязанности ликвидации. В итоге город вывозит эти свалки за счет бюджета, который, повторюсь, у нас и без того скудный. А ведь эти деньги можно было бы направить на ремонт школ, больниц, дорог, закупку медоборудования, на многое другое, что так необходимо саратовцам. Получается, из-за безответственной позиции многих жителей частного сектора, не желающих оплачивать услуги, страдает весь город.
Также мы предложили законодательно усовершенствовать взаимоотношения контрольно-надзорных органов и органов местного самоуправления, установив плановость проверок, разумные сроки ответов на запросы, предусмотрев освобождение как органов МСУ, так и их должностных лиц от юридической ответственности в случае невозможности исполнения требований надзорных органов, судебных решений по причине недостаточности бюджетных средств.
Кстати, нельзя забывать и о том, что и Президент РФ Владимир Владимирович Путин придерживается позиции, что правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления необходимо совершенствовать.
Весь комплекс предложений, в случае реализации, даст возможность местному самоуправлению не просто выживать, а добиваться реального развития муниципальных образований, улучшения условий жизни всех, кто проживает и в маленьких поселках, и в больших городах.
Уже в конце июня предполагается подвести окончательные итоги всей работы по сбору и подготовке конкретных предложений и направить их в высшие органы власти. Нам очень важно, что голос муниципалитетов услышан. И здесь вызывает особое уважение позиция полпреда Михаила Бабича, благодаря которому ведется большая системная работа, направленная на повышение эффективности муниципальной власти, которая находится ближе всех к населению и по работе которой люди судят о государственной власти в целом.