13.04.2016
Олег Грищенко: «Если муниципальное имущество будет передано в частные руки, необходимо получить от этого максимальный эффект для города»
Глава Саратова высказал свое мнение по поводу готовящегося администрацией города конкурса по передаче МУПП «Саратовводоканал» в концессию:
«Необходимость решения проблем «Саратовводоканала» назрела давно, и сегодня техническое состояние объектов водоснабжения и водоотведения находится на уровне, близком к критическому. Высокая степень износа зданий и оборудования водопроводных комплексов, водопроводных сетей, насосного и электросилового оборудования насосных станций требуют серьезных финансовых вложений.
Передача имущества Водоканала в концессию – это один из возможных вариантов решения проблемы, который является не лучшим, но вынужденным, в связи с ограниченными бюджетными возможностями города и области, и поэтому требует тщательной проработки, детального анализа и регламентирования, установления высокой степени гарантий соблюдения муниципальных интересов. Нельзя в спешке «подмахнуть» непроработанные документы и отдать в пользование на 29 лет имущество стратегического предприятия, рассчитывая только на «авось пронесет» и город не «кинут». Саратову нужны гарантии. Конкурсная документация должна быть проработана так, чтобы обеспечить максимальную отдачу муниципалитету и не оставить лазеек для недобросовестных контрагентов.
Есть ряд ключевых моментов, которые, на мой взгляд, должны быть учтены при заключении концессионного соглашения:
- должно быть гарантировано бесперебойное водоснабжение жителей города при ограничении роста тарифов на водоснабжение и водоотведение;
- необходимо предусмотреть поэтапную комплексную модернизацию водопроводного комплекса с установлением финансовой ответственности за неисполнение обязательств;
- должен быть решен вопрос погашения кредиторской задолженности МУПП «Саратовводоканал», составляющей на текущий момент более 1 млрд. руб. Высокопоставленные лица администрации Саратова сегодня заявляют, что проблема практически решена - с основными кредиторами МУПП «Саратовводоканал» достигнуты соглашения о реструктуризации кредиторской задолженности предприятия. Но в данном случае речь идет о реструктуризации в виде отсрочки платежа, а не в виде списания долга. Возникает вопрос: за счет каких источников финансирования МУПП будет гасить имеющуюся задолженность? А дальше начинается, я бы сказал, «невероятная история» о том, что коммерческая организация, которая безвозмездно возьмет имущество «Водоканала» в концессию, возьмет и сам МУПП на подряд по обслуживанию сетей водоснабжения и водоотведения, и за счет доходов по договорам подряда МУПП якобы и будет выплачивать долги – 1 млрд. руб. Как говорится, это было бы смешно, если бы не было так грустно. А реальность заключается в том, что, если сегодня не будет решен вопрос погашения кредиторской задолженности МУПП «Саратовводоканал», то вероятность взыскания этой суммы с бюджета города будет более чем высока после принятия решения о передаче имущества «Водоканала» в концессию.
- нужно минимизировать иные риски возникновения убытков, подлежащих возмещению из муниципального бюджета. В противном случае, передача имущественного комплекса централизованной системы водоснабжения почти миллионного города при концессионной плате в размере 0 рублей – шаг непродуманный, если не сказать больше.
Целью любого коммерческого предприятия является извлечение прибыли, и инвестор, который выиграет конкурс и возьмет имущество «Водоканала» в концессию, не исключение. Концессионеры придут к нам не с благотворительной миссией, а зарабатывать деньги на имуществе «Водоканала». Это нормально для бизнеса, но муниципалитет, как партнер в данной сделке, должен обеспечить свои интересы и, как минимум, понимать на чём собирается зарабатывать другая сторона. В противном случае это будет похоже на аферу.
На сегодняшний день предприятие работает с убытком, который в предыдущие годы частично погашался из бюджета города. Основными причинами убытков являются потери воды (это более 50 %) и высокий объем дебиторской задолженности, связанный с неплатежами. По поводу проблем с неплатежами управляющих компаний, собирающих средства населения и присваивающих их, не перечисляя поставщикам ресурсов, проблема поднималась не раз. К сожалению, даже возбуждение уголовных дел в отношении руководителей таких управляющих компаний не приводит к погашению задолженности перед поставщиками, и долги переходят в разряд безнадежных ко взысканию. Изменений данной тенденции, к большому сожалению, пока не просматривается.
В связи с этим вопрос минимизации убытков, вызванных потерями на сетях, является, на мой взгляд, одним из основных для стабилизации и оптимизации работы системы водоснабжения города. В противном случае, иного существенного финансового источника, кроме роста тарифа на воду или платы за подключение, просто не будет. При этом рост тарифа больно ударит по карману населения, которому и так нелегко переносить экономический кризис. А рост платы за подключение может серьезно подкосить саратовскую строительную отрасль, и также «вернуться» к жителям города в виде возросшей цены на квадратные метры жилья.
Согласно изданному администрацией постановлению, предполагаемый объем инвестиций составляет с 2016 по 2018 гг. не менее 6 млрд. руб., с 2019 по 2045 гг. – не менее 30 млрд. руб. Эти средства должны быть направлены на реконструкцию системы водоснабжения, проектирование и создание новых объектов, закупку техники. Если же обратить внимание на предлагаемые критерии и параметры критериев конкурса, то становится очевидным, что при достаточно крупных вложениях не ставится задачи существенного снижения уровня потерь воды в системе водоснабжения при транспортировке. Если на 2016 год потери составляют 54%, то к моменту окончания срока договора концессии предполагается сократить уровень потерь до 40,4%, т.е. менее чем на 14 процентных пунктов.
Примерно такая же картина просматривается и по другим устанавливаемым параметрам, в частности, по показателям качества питьевой воды, надежности и бесперебойности холодного водоснабжения и т.д. При таких обстоятельствах, совершенно не очевидно, что концессионер сможет получить не только запланированную прибыль, но и просто возместить понесенные расходы. И тут можно было бы не думать о коммерческих рисках потенциального инвестора, если бы не нормы законодательства, позволяющие компенсировать понесенные убытки за счет муниципального бюджета.
Именно поэтому решение о судьбе муниципального предприятия должно быть взвешенным, выверенным и тщательно проработанным. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность и конкурентность при проведении конкурса. Если муниципальное имущество все же будет передано в частные руки, то необходимо получить от этого максимальный эффект для города».