01.07.2014
Глава Саратова о благоустройстве города: «Положение очень сложное»
На состоявшемся на минувшей неделе заседании Саратовской городской Думы депутаты приняли отчет главы Саратова Олега Грищенко. Градоначальник доложил о проделанной за год работе, при этом признав: «Сегодня в городе грязно». Глава города пояснил, что, несмотря на имеющиеся объективные причины происходящего, городские власти нацелены на перелом ситуации, а также рассказал о том, что он понимает под причинами, мешающими содержать город в чистоте, и как власти намерены с ними бороться:
«Городские власти считают благоустройство одним из приоритетных направлений своей деятельности, ведь это - основа того, чтобы жители чувствовали себя комфортно в своем родном городе. Именно поэтому большие усилия направляются на освобождение зеленых зон и мест общего пользования от объектов незаконной торговли, разбиваются клумбы и цветники, делается все возможное, чтобы улучшить городскую среду.
Однако в настоящее время мы не можем в полной мере исполнять свои полномочия в данной сфере и реализовывать планы, которых, поверьте, очень и очень много. Причин для этого достаточно, и, как бы это банально не звучало, в первую очередь, - причина финансовая. Вопрос недостаточной бюджетной обеспеченности поднимается нами ежегодно, так как никогда муниципалитет не финансировался в полном объеме, в соответствии с нормативами.
Однако здесь настораживают тенденции. Всем известно, что Саратов является донором по отношению к другим муниципальным образованиям области, но при этом налоговых доходов, собранных с территории города, в местном бюджете с каждым годом становится все меньше и меньше. В 2000 году с территории Саратова было собрано налогов и сборов на общую сумму 7,7 млрд. руб., из них 24,3% поступили в местный бюджет; в 2004 году всего было собрано 17,9 млрд. руб. налогов и сборов, в бюджет города из них поступило 17,7%; в 2009 году в городской бюджет от общей суммы собранных налогов и сборов с территории Саратова уже поступило 10,9%, а в 2013 году объем налоговых поступлений в бюджет города уменьшился как с точки зрения удельного веса – 8,6% от общей суммы собранных налогов, так и в стоимостном выражении по отношению к предыдущему году.
Параметры доходной части бюджета Саратова на 2014 год в общей сумме (налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов) примерно сопоставимы с параметрами бюджета 2013, но если рассмотреть объем собственных налоговых и неналоговых доходов городского бюджета (только за счет этого доходного источника сегодня мы можем планировать ассигнования и осуществлять расходование бюджетных средств на решение вопросов местного значения, в том числе, на благоустройство территории города), то он сократился почти на 2,0 млрд. рублей. Соответственно не могла не измениться структура расходов, ведь за этот период возросла заработная плата работников бюджетной сферы, тарифы на ТЭР и прочее. Соответственно, все меньше средств может быть направлено непосредственно на исполнение полномочий ОМСУ. Понятно, что без средств невозможно организовать работы по уборке города и их сокращение сказывается на состоянии городского благоустройства крайне негативно.
Но даже эти скудные средства, покрывающие около 40% от потребности, нам сегодня не удается использовать в полной мере. Мы помним ситуацию, возникшую весной этого года, когда уборка трех районов города была полностью прекращена. В результате аукциона, сбив цену вдвое, победителем конкурса была объявлена некая московская фирма, которая к работе по контракту так и не приступила. Помните, как все ругали 94-ФЗ, содержавший немало недоработок? Но, как говорится, лучшее – враг хорошего: закон, который был принят взамен, настолько выхолостил возможности заказчиков по определению условий аукциона, что ситуация доходит до абсурда – подметать улицы в Саратове может пожелать любой предприниматель хоть с Чукотки, не имеющий в наличии ничего, кроме компьютера, подключенного к сети Интернет. Применяя демпинговую политику он выигрывает аукцион, заключает контракт, выключает компьютер и пропадает… А мы здесь должны будем месяцами судиться, отстаивая свою правоту, территорию же при этом убирать не имеем право - нарушение закона…
Положение очень сложное. Для того, чтобы выполнить весь объем работ по уборке почти миллионного города, нужно обладать соответствующими ресурсами. Таких предприятий единицы, причем большая часть из них – муниципальные, в них аккумулирована вся городская специализированная техника. Поэтому принято решение создать новые бюджетные учреждения, которые будут работать на основе сформированного муниципального задания по выполнению работ по уборке города. Практически это будет означать выполнение работ под контролем города. Реорганизация потребует соблюдения большого количества формальностей и проведения организационных мероприятий. Поставлена задача провести их в сжатые сроки, ведь город должен убираться ежедневно и качественно.
Кстати об организационной составляющей мероприятий по благоустройству. Конечно, финансовая составляющая крайне важна, но ею не исчерпывается весь комплекс необходимых ресурсов. До недавнего времени очень многого нам удавалось добиться применением мер административного взыскания. Но это было только до недавнего времени.
По требованию надзорных органов была отменена административная ответственность за большинство из существующих нарушений правил благоустройства. Когда это произошло, мы уже тогда предполагали, что ничем хорошим это не закончится. Но результаты превзошли самые пессимистичные прогнозы. Если в 2013 году счет рассмотренных административной комиссией дел о нарушении правил благоустройства шел на тысячи, то сейчас он идет на единицы. Административная комиссия в сфере нарушений правил благоустройства рассматривает сегодня дела о нарушениях, связанных с незаконной расклейкой объявлений (только на муниципальных объектах, за исключением жилого фонда), несвоевременной очисткой крыш нежилых (и только!) зданий, организацией несанкционированных свалок отходов размером более чем 2Х2 м. В итоге – замусоренные контейнерные площадки, неубранные придомовые территории, неочищенные крыши жилых домов, заваленные мусором урны и т.п. При этом муниципалитет не имеет ни права, ни рычагов никого понудить к выполнению Правил благоустройства, а ведь все вопросы, связанные с благоустроенностью города, жители задают именно местным властям.
Когда отменялась старая редакция областного закона и существенно урезались полномочия муниципалов, предполагалось, что эту функцию возьмут на себя соответствующие федеральные надзорные органы. Однако сегодня мы видим, что у них нет ни ресурсов, ни желания это делать, и все наши обращения возвращаются нам назад, но уже в виде предписаний.
Многие вопросы нуждаются в дополнительном урегулировании даже не на уровне области, требуется внесение изменений в федеральные законы, и мы выходим с соответствующими инициативами. В частности недавно городской Думой внесен областным коллегам проект о внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», которым предлагается предоставить муниципалитетам право устанавливать нормы накопления мусора по ТБО и КГО. В настоящее время этот вопрос не урегулирован, и коммунальные предприятия города вывозят мусор в объеме, превышающем договорной, что в итоге ложится миллионным бременем на городской бюджет. Надеемся, что наши коллеги из областной Думы поддержат город в этом вопросе.
Также хотелось бы найти поддержку на региональном уровне и в вопросе расширения перечня работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов в части включения в перечень ремонтных работ - работ по ремонту твердого покрытия дворовой территории.
Проектов и планов у нас много, а главное, есть профессиональная команда, которая справится с любыми трудностями. Конечно, легко критиковать, глядя на чужую работу со стороны. Однако если вникнуть в причины происходящих процессов, то становится понятно, что городские власти сегодня работают в условиях крайне сложной ситуации. Но я уверен, что наша слаженная работа позволит достойно выйти из любых трудностей».