19.11.2014
Олег Грищенко о передаче ЛПУ в собственность области: «Городская власть не оставит без внимания развитие ситуации»
Глава Саратова Олег Грищенко отметил, что передача в собственность области муниципального комплекса лечебно-профилактических учреждений возлагает огромную ответственность на Министерство здравоохранения как за сохранение высокого уровня качества лечения горожан, так и за дальнейшее развитие медицины в областном центре:
- То, что в областной Общественной палате недавно прошло предметное обсуждение вопроса передачи муниципальных лечебных учреждений в подчинение области, безусловно, говорит о пристальном внимании со стороны общественности к этой серьезной проблеме. Действительно, для всех саратовцев принципиально важно, не ухудшится ли медицинское обслуживание в городе, останется ли оно таким же доступным и качественным. Мало того, жители должны быть уверены, что региональной властью не будут забыты или по какой-то причине отложены те долгосрочные планы по развитию саратовских медучреждений, которые были у руководства города, в том числе, по строительству и реконструкции зданий для медучреждений, их капитальному ремонту, закупке нового современного оборудования.
В Саратове за последние три года проведена большая работа не только по улучшению материально-технической базы, оснащению, укомплектованности профессиональными кадрами медучреждений, но и по оптимизации городской системы здравоохранения. Делалось это аккуратно, с учетом запросов горожан, изучением ситуации в каждом учреждении и обслуживаемом им микрорайоне. Так, в первую очередь, для повышения доступности и эффективности использования современного медицинского оборудования к многопрофильным стационарам были присоединены поликлиники: №7 – к городской клинической больнице №2, №8 – к городской клинической больнице №1, №15 – к городской клинической больнице №8. Родильный дом №2 вошел в структуру городской клинической больницы №10, центр медицинской профилактики «Препарат» присоединен к поликлинике №2, к ней же присоединена поликлиника №1, объединены поликлиники №5 и №6. Освободившиеся в результате централизации площади используются для приведения в соответствие с нормами кабинетов врачей.
Таким образом, общее число учреждений было уменьшено с 47 до 38, сокращены 38 человек из административного и хозяйственного аппарата учреждений, месячная экономия средств по городским ЛПУ составила 2,8 млн. руб.
Я считаю, этот организационный опыт системы здравоохранения города минздрав должен обязательно учитывать. Сейчас мы слышим заявления о необходимости сокращения административно-управленческого аппарата и объединения ЛПУ, но ни слова о том, что в данном направлении уже многое сделано городской властью. Еще раз подчеркну: любое сокращение и объединение должно проводиться обдуманно, руководствуясь не только финансовыми соображениями, но, в первую очередь, интересами саратовцев.
Напомню, что проведенная нами реорганизация позволила значительно повысить эффективность всей системы здравоохранения города. В текущем году на 4,5 % снизился показатель общей смертности населения по сравнению с прошлым годом, он же на 6% ниже значения по области. Смертность трудоспособного населения в Саратове на 25% ниже областного уровня, а младенческая смертность ниже показателя по области на 8,7 %.
Удалось за эти годы значительно повысить и доступность оказания медицинской помощи. Так, например, благодаря 22-м выездам мобильных бригад специалистов к жителям отдаленных микрорайонов осмотрено 2013 человек. Открыты три отделения паллиативной помощи по 20 мест каждое.
Сегодня саратовские стационары и поликлиники – это финансово-устойчивые, многопрофильные учреждения, оказывающие комплексную помощь от профилактики и предупреждения заболеваний до специализированного стационарного лечения и эффективной реабилитации. Но вместе с тем нельзя сказать, что мы успели справиться со всеми проблемами. Еще многое остается сделать по модернизации учреждений и в части дальнейшей закупки современного оборудования, и по расширению площадей и капитальному ремонту ЛПУ, и по обеспечению их квалифицированными кадрами, недостаток которых сегодня ощущается очень остро.
И, конечно, мы ждем, что область, наконец, решит такую важную проблему, как недостаточное финансирование ЛПУ Саратова по системе обязательного медицинского страхования. Ведь в нее, в конечном итоге, упираются все остальные проблемы. За пролеченного больного в районах области фонд ОМС отчисляет примерно в 1,2 – 1,6 раза больше финансовых средств, чем в Саратове, в итоге, городским ЛПУ заработанных финансовых средств хватает только для решения текущих вопросов, а о хорошем капитальном ремонте или закупке высокотехнологичного оборудования больницам остается только мечтать.
Не менее важны и составляющие жизнедеятельности саратовских больниц: вывоз мусора, очистка крыш от снега, обрезка деревьев и так далее. Уже сейчас руководители ЛПУ обращают внимание на то, что эти работы финансово не обеспечены и производятся по договоренности с различными городскими организациями. Переход учреждений на областной уровень может существенно осложнить проблему.
Еще раз подчеркну, что городская власть не оставит без внимания развитие ситуации. Возможно, кто-то опасается с моей стороны критики новой системы работы ЛПУ, но я никого и никогда не критиковал неконструктивно. Главные врачи медучреждений, думаю, это подтвердят. По проблемам всех больниц мы работали отдельно и персонально, любую беспокоящую их тему они всегда могли оперативно обсудить со мной, и муниципальная власть всегда подставляла плечо в решении проблем городского здравоохранения, насколько позволяли наши финансовые возможности. Теперь, когда система подчиненности изменилась, неясно, как и с какой степенью оперативности будут решаться острейшие проблемы саратовской медицины и пользующихся ее услугами горожан, и это не может меня не беспокоить. И если проблемы возникнут, неизбежно буду их обозначать, ведь главное, чтобы саратовцы и в будущем получали качественное и своевременное медицинское обслуживание.